Что такое питбайк?

Что такое питбайк?

Дмитрий
July 18, 2019

Речь пойдёт о довольно популярном транспортном средстве в определённых кругах мотолюбителей. На вопрос «что такое питбайк?» первый и самый быстрый вариант ответа будет «маленький мотоцикл». Но этот специфический термин гораздо более глубок и сложен для такой простой формулировки. Он имеет свою историю появления и развития, без знания которой невозможно в полной мере понять и дать развёрнутое описание этой категории двухколёсных моторизированных средств передвижения.

В процессе эволюции они настолько далеко отошли от своего изначального предназначения, что даже их название сегодня приходит в противоречие с реальной областью применения. Единственное обстоятельство, которое роднит современный питбайк с родоначальниками вида – относительно небольшие размеры.    

История появления

На место рождения будущих покорителей кроссовых трасс, трамплинов и прочих поставляющих адреналин маршрутов укажет часть их названия. Pit bike. Вторая часть – сокращение от bicycle – двухколёсный. Так называют и мотоциклы и велосипеды. Общее у них – наличие двух колёс.

Первое слово – пит – в переводе с английского означает ямку, углубление, впадину. Термином pitstop назвали остановку во время гонки для кратковременного обслуживания, смены колёс, дозаправки. А pitlane – место, на котором происходили эти мероприятия. Видимо автомеханикам тех времён приходилось передвигаться на достаточно большие расстояния, раз кому-то пришла идея делать это не пешком, а на небольшом двухколёсном экипаже. Доподлинно неизвестно, был ли это велосипед или мотоцикл. Но бесспорно, в тот момент появился первый питбайк.

Какими были первые питбайки?

Появившись на свет, вернее на дороге, новинка начала набирать популярность. Маленький байк оказался удобным не только для обслуживания спортивных трасс. За свои скромные габариты он полюбился юным любителям мототехники и их родителям. На пути к признанию исчез мускульный привод на колёса, в раме окончательно обосновался бензиновый двигатель.

Разумеется, он не блистал выдающимися характеристиками. Максимум, что он мог выдать – это 5 л. с. Большего и не требовалось. Питбайк из первых партий был с простой жёсткой рамой. Ни о какой амортизации не шло даже речи. Это было утилитарное средство перемещения, нечто вроде специфического внутрицехового транспорта, если считать цехом гоночную трассу. Моторчика небольшой мощности вполне хватало для недалёких поездок и катания по дорожкам, имитируя гонку.

Техническое развитие питбайка

Вместе с популярностью началось постепенное техническое развитие. Питбайк, оставаясь маленьким мотоциклом, обзаводился чертами большого брата. Из простого велосипеда с моторчиком он превращался в уменьшенную копию настоящих мотоциклов. За его совершенствование взялись такие гранды, как Yamaha, Yonda, Suzuki, Kawasaki.

Малообъёмный моторчик становился крупнее, мощнее. Его конструкция перенимала передовые решения. Развитие шло по нескольким направлениям. Одни фирмы совершенствовали традиционный для мототехники двухтактный двигатель, другие оснащали питбайк четырёхтактным. Не отставали от мотора и другие системы. Примитивная трансмиссия с единственной передачей постепенно сменилась плеядой многоступенчатых коробок с ручным, полуавтоматическим и автоматическим управлением.

Кто ездит на питбайке?

На первый взгляд наездниками питбайка должны быть те, кому он соответствует по размеру – дети и тинэйджеры. Первые могут постигать под руководством взрослых азы управления мотоциклом и правила движения. Вторые – гонять по дворам и стадионам, принимать участие в соревнованиях и совершенствовать водительское мастерство.

Но неожиданно для всех круг пользователей не ограничился предполагаемой возрастной группой. Питбайк оказался популярным и у взрослого населения. Конечно, на маленьком мотоцикле рослому седоку было неудобно, но производители, следуя пожеланиям будущих покупателей, оперативно ликвидировали такое упущение, удлинив колёсную базу. В результате на невысоком коньке, с хорошим мотором, подвеской на обоих колёсах, дисковыми тормозами с удовольствием рассекали представители всех возрастов.

Где используют питбайк?

Рассмотрев историю происхождения уменьшенной копии мотоцикла, стадии развития, возрастные группы ездоков, можно перейти к вопросу о том, где используется питбайк, где, куда и зачем на нём ездят. В первую очередь это спортивный транспорт. Причём, в очень широком смысле этого слова. Здесь имеются не только соревнования, но также и самодеятельный активный отдых.

В первую очередь кроссовый. Питбайк удобен для гонок по пересечённой местности, как раз благодаря своим небольшим размерам. На нём удобнее маневрировать между препятствиями. За это его почитают любители соревноваться в лесу. Меньшие по сравнению с полноразмерными мотоциклами габариты и вес оценены и поклонниками фристайла. Такой, имеющий меньшую массу питбайк проще управляется в полёте, требует меньшего разгона для исполнения переворотов.

Можно ли ездить на питбайке по улицам?

Обладая моторизированным средством передвижения, обязательно захочется использовать его для повседневной езды по городу. В прессе периодически возникают дискуссии на тему, допустим ли питбайк на дорогах общего пользования, и нужны ли для этого водительские права. Для ответа на вопрос надо обратиться к первоисточнику – правилам дорожного движения.

Сначала о правах. Раньше они не требовались, если мотоцикл или мопед имеет объём мотора меньше 50 кубических сантиметров и не может ехать быстрее 50 км/ч. Сегодня всё изменилось, и все водители механических транспортных средств обязаны их иметь. Для допуска на автомобильные дороги питбайк, как любой транспорт должен быть оборудован рулём, тормозами, зеркалами, световой и звуковой сигнализацией. Разумеется, все устройства должны быть полностью исправны.

Что же такое питбайк?

Подводя итог написанному, можно попробовать ответить на главный вопрос. Питбайк это уменьшенная копия мотоцикла, чаще всего спортивного. При этом он обладает всеми аксессуарами и системами положенными «взрослому» агрегату. Предназначенные для спорта экземпляры могут не иметь световой и звуковой сигнализации, из-за чего им закрыт доступ на дороги общего пользования. Специальные, «детские» исполнения идеально подходят для того, чтобы начинать обучаться езде в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Выбирать мини в качестве основного транспортного средства не стоит, потому что из-за малых размеров он будет плохо заметен на дороге – это преимущественно спортивный мотоцикл. Итак, питбайк – преимущественно спортивный минимотоцикл, предназначенный для ездоков всех возрастов.

Дмитрий